Международный день полярного медведя

Уместно ли сравнение фотографического мастерства с живописным

Автор: Hyosan

Рубрика: Технология творчества

 

Клайв Мередит

Если бы рисунок, живопись или роспись заключались лишь в наиболее реалистическом воспроизведении природного объекта с присущими ему реальными цветосветовыми характеристиками, визуальное искусство сводились бы к механическому фотографированию, а произведения искусства было бы целесообразно хранить в виде фотографий, негативов.

 

Кажущийся реализм

Любой природный объект, исключая мифические «черные дыры», имеет значительно более широкую цветовую гамму и диапазон оттенков, чем способен захватить суперсовременный и сверхточный цифровой фотоаппарат, или воспроизвести палитра художественных красок, выпускаемая промышленностью. Даже лучший фотоаппарат и опытнейший художник не смогут точно воспроизвести полную гамму оттенков, например, лесного пейзажа. Мы намеренно умолчим, на какие компромиссы необходимо пойти художнику, желающему верно изобразить черного кота в подвале, где хранится уголь, или белого медведя среди снегов арктической метели. Исходя из ситуации, живописец или рисовальщик, в отличие от фотографа, имеет возможность по своему произволу исказить действительность в угоду наилучшей композиции и визуальной эффективности.

Alan D. Wilson

 

Невозможно посредством научных формулировок отразить, какими мотивами руководствуется живописец, проявляя фантазирование посредством красок. Для фотохудожника живописные методы непригодны, по крайней мере, по двум причинам: техническая невыполнимость и фотографическая неточность.

 

Белый медведь на белом снегу: картина маслом

Живописцу, вознамерившемуся изобразить маслом полярного медведя на белом снегу, достаточно любых изображений животного, включая плохие и микроскопические. Пленэр в Арктике не потребуется, потому что в распоряжении творца имеется специальная литература, старые иллюстрации и картины с портретами животных, а снежный ландшафт художник воссоздаст посредством пленэра в открытом поле средней полосы зимой. Как «оторвать» белоснежный мех медведя от такого же белого снега? Элементарно! Живописец выстроит композицию следующим образом: медведя подсветит падающим лучом света, снег же окажется затененным. Медвежий мех желтоватый и будет выгодно контрастировать с синими тенями на снегу. Для фототехники такие выкрутасы становятся доступны в двух случаях: методом коллажа с постобработкой; ждать первых солнечных лучей среди северных облаков. Фотохудожнику на севере придется проживать, чтобы сделать фотоснимок, равнозначный живописной картине. Здесь и начинаются компромиссы, о которых вскользь упоминалось выше.

Бруно Августо

 

Обычный среднестатистический фотограф живописными приемами не владеет, художественные фотоснимки создает исходя из совершенно иных концепций. Вместо художественной живописи на матрице фотоаппарата или фотопленке фотограф делает серию снимков с разных ракурсов при разном освещении, если ситуация позволяет, а затем доводит до совершенства постобработкой посредством графической программы. Аппаратный подход кажется достаточно эффективным, когда отсутствует возможность сделать хотя бы пару дублей, но и порождает множество возможностей для редактирования. Однако «больше» не всегда означает «лучше», поэтому важно находить компромисс между натуралистичностью и художественностью, если, конечно, фотограф не выполняет задание National Geographic.

Ansgar Walk

Маркеев Андрей. Белый медведь

 

Живопись запечатлевает не существующие в природе

Допустим, живописец и фотограф заняты одним делом и оба стараются выявить характерные особенности пейзажа среднерусской равнины. Начало процесса для обоих чисто интуитивно, но дальше, если живописец продолжает творить, повинуясь опыту и интуиции при подборе сочетаний красок, то фотограф имеет возможность выражать свое творчество в многочисленных дублях фотоснимков и голых цифрах цветовых значений и яркостей. При этом основное преимущество фотографии — более широкий динамический диапазон. Красками нельзя воспроизвести все цвета, воспринимаемые человеческим зрением, зато художник посредством красок произвольно добавляет на холст не существующие в природе.

Бруно Августо

 

В одной из наших статей под названием «Цветовые характеристики живописи: точный цвет в зависимости от материала» приводятся в качестве наглядного примера реальная фотография автомобильной колеи среди сугробов и фрагмент живописного произведения Сурикова «Боярыня Морозова». Повторное сравнение не будет излишним.

 

Источник:Уместно ли сравнение фотографического мастерства с живописным
http://zen-designer.ru/scio/740-art-painting-vs-photography

 

Счетчики