Масленица

Смыслы и обычаи праздника Масленицы

 

Масленица, праздник проводов Зимы — общеславянское торжество, аналог западноевропейского карнавала, знаменует встречу времен года. Изначальные мифологические корни постепенно «обросли» христианскими смыслами, что становится особенно очевидным в последний день Масленицы — Прощеное воскресенье.

Гукасов Григорий. Эх, хорошо!

 

Мифологические корни и смыслы празднования Масленицы

Празднование Масленицы — не только славянский праздник, широко распространенный в России, Украине и Беларуси. Встреча Весны и Проводы Зимы — традиция, встречающаяся у всех народов, живущих в умеренно и резко континентальном климате, с его отчетливой чередой времен года и сменой погодных условий. Даже знаменитый карнавал в Бразилии находится в этом списке праздников проводов Зимы и встречи Весны, хотя вряд ли в этой стране знакомы с лютыми морозами. Но у бразильского карнавала есть важная особенность, сближающая его с проведением праздника Масленица, — он знаменует начало Великого поста и проходит за 40 дней до Пасхи так же, как и последний день масленичной недели — Прощеное воскресенье.

Такое сближение неслучайно: источник бразильского карнавала — завезенный в Бразилию в XVII в. португальский карнавал, имеющий христианское значение. Этот симбиоз языческой формы и христианского содержания отличает и проводы Масленицы, и бразильское торжество. И там, и там принято веселиться и радоваться жизни перед ограничениями Великого поста, что означает грядущую победу бессмертной души над бренной материей, запечатленную в смысле праздника Великой Пасхи.

Мифологический смысл праздника возник гораздо раньше христианских смыслов, хотя они, конечно, связаны друг с другом генетически.

Итак, народный праздник Масленица — это не только борьба с зимой, многочисленные обряды и обычаи, веселые гулянья, смотрины невест и проводы холодного времени года.

Это весенний праздник, знаменующий обновление жизни, радостное пробуждение природы. Многие обычаи Масленицы направлены на то, чтобы стимулировать жизнетворные силы. Безудержное ликование в масленичные дни, особенно в «широкий четверг», действительно напоминает языческие вакханалии, если бы через несколько дней не наступал Великий пост.

Филатов Михаил Юрьевич

 

Однако двойственность мифологического сознания выражается в том, что жизнь и смерть в нем не противопоставлены друг другу, а однажды встретившись, не расстаются уже никогда. «Рождение-смерть-новое рождение» — вот бесконечное круговращение мира. Символ мифологического времени — колесо, а символ Масленицы — блин. Схожие формы, не правда ли? А если вспомнить что блины — это ритуальное, погребальное блюдо, становится еще более очевидным: Масленица — праздник проводов Зимы, и только потом уже Масленица — праздник весны.

Современному сознанию покажется это парадоксальным, но поминальная обрядовость Масленицы также направлена на стимуляцию плодородия. Это выражено в демонстрации почитания умерших, посещении кладбищ и даже «похоронах» чучела Масленицы у некоторых народов. По представлениям крестьян, умершие предки находились одновременно и в земле, и на небесах, а значит, могли повлиять на плодородность земли.

В народе Масленицу называли еще Объедухой. Действительно, почти всю масленичную неделю люди объедались скоромной пищей: мясом, потрохами, яйцами, салом, сливочным маслом, молочными продуктами: сыром, творогом, сметаной и т. д. Наедались впрок, ведь скоро Великий пост, длящийся целых 40 дней.

Филатов Михаил Юрьевич

 

Другой взгляд

Существуют, однако, и иные взгляды на природу праздника. Как считает современный фольклорист А. Мороз, Масленица — это не собственный языческий праздник, а переосмысление в масленичной обрядовости того, что предлагает христианская Церковь. Пожалуй, только в чучеле Масленицы усматривается языческая сущность.

Есть основания считать, что соломенное чучело Масленицы — это отголосок распространенного в земледельческих культурах культа умирающего и воскресающего божества. Обряд сжигания куклы и последующего разбрасывания оставшегося пепла по полям должен был магическим образом способствовать богатому урожаю, обновлению природы.

Так или иначе, но наиболее полно христианские смыслы праздника раскрываются в последний день Масленицы — Прощеном воскресенье.

Но прежде, чем обратиться к нему, рассмотрим подробнее все дни масленичной недели.

 

Масленичная неделя

Каждый день масленичной недели наполнен своим значением и несет определенную нагрузку. Неделя праздника делится на Узкую (первые 3 дня) и Широкую (следующие 4) Масленицу. На Узкую работать было можно, на Широкую — нет.

У каждого дня недели Масленицы свое название, говорящее само за себя:

понедельник называется «встреча»;

вторник — «заигрыши»;

среда — «лакомка»;

четверг — «перелом», «широкий четверг», «разгул»;

пятница — «тещины вечерки»;

суббота — «золовкины посиделки»;

воскресенье — «проводы», «Прощеное воскресенье», «Прощеный день».

Шайкина Наталья Валентиновна. Смородиновый чай

 

Как видим, уже названия дней недели — это своеобразная подсказка, как их следует провести, решая по ходу важнейшие, хотя и разных уровней, задачи. Соблюдение обрядов и традиций масленичной недели помогали:

поддерживать межличностную коммуникацию, семейные отношения;

выстраивать статусную вертикаль отношений в семье;

заботиться о продолжении рода;

поддерживать плодородные силы природы;

преодолеть угасание и смерть;

подготовиться к Великому посту и духовному обновлению.

Значимость обрядов нарастала как снежный ком и достигала кульминации в Прощеное воскресенье.

В этот день ходили в баню, провожали Масленицу, сжигая ее чучело и, главное, просили друг у друга, и даже у мертвых, прощение. Оно должно быть искренним, а отказывать в нем считалось грехом. Заканчивался Прощеный день в церкви, где проводилась специальная служба, совершался чин служения. Священнослужители простили прощения у клира, а прихожане — у священников. Главный смысл ритуала прощения в этот день — облегчить от обид и гнева душу, подготовить себя к важнейшему духовному и физическому испытанию — Великому посту.

Венчающий этот длительный пост светлый праздник Великой Пасхи приносит совсем другое значение, отличное от мифологического понимание устройства бытия. Воскресение Христа — это не кратковременная победа жизни над смертью, это «смертию смерть поправ», то есть прорыв в бессмертие. Это не «круговорот вещей в природе», а жизнь во Христе. С принятием христианства архаическое циклическое восприятие времени сменилось линейным, а история мира обрела не только начало — Сотворение мира, но и завершение — Страшный Суд.

Прощеное воскресение напоминает верующим о том, что все телесное обречено на смерть, и истинное бессмертие — в жизни духа и в вере в искупительную жертву Христа и спасение души.

Однако такой Масленица стала после принятия христианства, хотя некоторые традиции позволяют воссоздать ее утраченные смыслы.

Егорова Галина. Масленица

 

Традиции и обряды Масленицы

Есть основания считать, что до принятия христианства Масленица отмечалась в день весеннего равноденствия, по современному календарю это 21 или 22 марта.

Подтверждением этому можно считать некоторые обычаи, сохранившиеся до наших дней. Например, обычай есть в Масленицу молочную пищу. Это можно объяснить тем, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко.

Поминальное значение имеют многие масленичные обычаи. Кулачные бои, скачки, взятие снежного городка, обильная трапеза — все это элементы поминальной тризны.

Кулачные бои, например, были не простой забавой и демонстрацией молодецкой удали. Даже сейчас бои иногда длятся до «первой крови», а в более древние времена драки «на кулачках» нередко заканчивались смертью противников. Пролитая кровь считалась сакральной жертвой духам умерших предков и самим богам. Таковой же было и сжигание чучела Масленицы.

Еще одна особенность праздника, указывающая на его древнее происхождение, — ведущая роль женщин в обрядовой практике масленичной недели. В эти дни устраивались помолвки, до принятия христианства играли свадьбы. Все это считается проявлением культа плодородия, Матушки-земли. «Золовкины посиделки», хождение женщин друг к другу в гости — элементы этой «женственности» праздника.

Все о Масленице можно прочитать в замечательной книге известного фольклориста И. Панкеева «Сударыня Масленица». На страницах этого издания читатели найдут описание традиций и обрядов праздника, рецепты традиционных русских блюд, игры, песни, православные молитвы на Прощеное воскресенье.

Киселёва Ольга. Сибирский натюрморт

 

Масленица, проводы Зимы — один из любимых и чтимых праздников русского народа. Даже в советское время в масленичные дни устраивались народные гуляния, на которых пеклись в большом количестве блины, катались на санках, забирались на столб, пели и плясали.

 

Источник: http://www.maslenisa.ru/o-maslenitse/smysly-i-obychai-prazdnika-maslenicy.html

Счетчики