Технология и приемы изготовления букетов
Александр Аверин
В западной аранжировке нет таких строгих правил установки композиции как в традиционной восточной. Угол наклона элементов и размер букета также не ограничиваются. В связи с тем, что основой композиции здесь являются форма и цвет, существует технология изготовления букетов и цветочных композиций, а также рекомендации по их установке, в зависимости от их формы.
Асимметричные букеты чаще собирают пользуясь правилом трех треугольников и пересекающихся диагоналей. Технология изготовления симметричных букетов также использует эти правила. Кроме того их собирают по спирали и в виде концентрических окружностей.
Итак, для составления букета западноевропейского стиля необходимо освоить спиральную систему его изготовления. Пользуясь спиральной системой изготовления букета, можно легко составить 4 типа европейского букета, получившие наибольшее распространение: круглый, букет бидермейер, диагональный, трех треугольников.
Симметричная технология изготовления букета получила наибольшее распространение в виде круглых букетов. Различают среди них букеты с цветами одинаковой и различной длины. Спиральная технология изготовления букета заключается в следующем: верхушечный цветок устанавливается прямо, каждый цветок, устанавливаемый впереди, последовательно наклоняется слева направо, каждый сзади устанавливаемый цветок – справа налево.
Букет мы собираем в левой руке, правой поочередно добавляем цветы. Стебель цветов соприкасается только в одном месте, где их держат пальцы левой руки. Каждый последующий цветок укладывается слегка наискосок, как бы по спирали. По мере наполнения букета угол наклона увеличивается. При этом над рукой возвышается 2/3 длины цветков, а под ней 1/3. После того, как букет собран, его связывают в месте соприкосновения стеблей. Если поставить теперь букет на стол, концы стеблей образуют круг на его поверхности.
Александр Аверин
Для того, чтобы научиться быстро собирать круглые букеты, можно потренироваться вначале на 5 ивовых прутьях, которые на время учебы заменят цветы.
Первый прут кладем выставленные вперед средний и безымянный пальцы левой руки. Рабочим сейчас являются пальцы большой и указательный.
Второй прут кладется на безымянный и указательный пальцы после того, как средний палец убирается.
Третий прут укладывается на средний и указательный пальцы и прижимается большим.
Четвертый прут проталкивается под безымянным и устанавливается между средним и указательным пальцами.
Пятый прут кладется на четвертый, прижимается указательным пальцем и наклоняется слегка назад.
Готовый букет из ивовых прутьев, где все они уложены один на другой, образуя спираль, находится между пальцами. Его нужно связать восьмеркой любой лентой. Для этого набрасывают одну петлю восьмерки над рукой, а вторую – под нею, затягивают их, руку вынимают, а концы ленты завязывают. Круглый букет, собранный по спиральной технологии изготовления букета, готов. Теперь вместо ивовых прутьев можно брать цветы и действовать в соответствии с полученными навыками.
Александр Аверин
Круглый букет
Круглый букет из цветов одной длины можно сделать из одних роз, гвоздик, тюльпанов, из ирисов и гвоздик, мини-роз, анемонов и астр. Для круглого букета из цветов различной длины необходимо относительно большее количество цветов. Их располагают так, чтобы внешние и внутренние цветы мало отличались по длине, что обеспечивает округлость формы. Круглый букет такого вида можно собрать из мини-роз и ландышей, душистого горошка и фиалок, васильков и ромашек, а также из различных летних цветов, которых немало в это щедрое время года.
Круглый букет – букет бидермейер.
Одна из разновидностей круглого букета – букет бидермейер. Но изготовление букета производят не по спиральной системе, а в виде концентрических окружностей. Берется верхушечный цветок, вокруг него укладываются цветы в один ряд. После того как окружность получилась, стебли и цветы в ней (но не основание головок) обворачивают липкой лентой и закрепляют, затем начинают устанавливать цветы второго ряда и т.д. При этом часто различные окружности в букете бидермейер выполняются цветами различных видов.
Различают три формы букета бидермейер: пирамидальную (как стог сена), сферическую (в виде полусферы) и приплюснутую. Выбор этих форм изготовления букета бидермейер определяется имеющимся растительным материалом. Пирамидальную форму бидермейера можно установить только из цветов 1 сорта с длинными стеблями. Приплюснутую форму делают даже из головок цветков, у которых стебель практически отсутствует. Листья цветов часто убираются, но иногда их как перышки выставляют на поверхность букета.
Кроме цветов в букете бидермейер используются колоски пшеницы и ржи, ковыль, аспарагус, папоротник, гипсофила. Каждый из этих растений образует в букете свою концентрическую окружность. Периферийная окружность часто выполняется в виде манжетки из различных материалов – бумажной салфетки, кружев, ленты, целлофана, листьев калл, борщевика, роз, нефролеписа, аспарагуса. Можно сделать букет бидермейер не только из цветов, но и из овощей (петрушки, чеснока, лука и пр.). Для детей интересен бидермейер из конфет с одним цветком в центре.
Александр Аверин
Круглый букет – манжетный букет.
В последнее время особенно популярны маленькие букеты в стиле бидермейер, составленные из мелких цветов, в обрамлении манжеты из тюля, лент и кружев. Внизу стебли обвивают узкой лентой со свободно опущенными концами. Современное их название – манжетный букет.
Это один из лучших свадебных букетов, а точнее «сватовской букет» (вручается женихом при сватовстве в странах Европы) и букет подруги невесты или самой невесты. Изготовление такого букета (например из 16 мини-роз и 15 маргариток) отличается от технологии изготовления традиционного букета бидермейера и производится следующим образом. Вначале делается манжет из листьев. Он крепится на подбукетницу – каркас с ручкой – современную форму портбукета.
В центре подбукетницы закрепляется оазис или пиафлор, окруженный металлической сеткой. Затем перпендикулярно ему устанавливается верхушка из 4 роз и 3 маргариток. После над манжетом строго симметрично почти горизонтально располагают по кругу 5 мини-роз и 5 маргариток (первая концентрическая окружность). Затем между верхушкой и этим кругом симметрично устанавливают связующие цветы: 4 мини-розы и 4 маргаритки (вторая концентрическая окружность).
И наконец в качестве глубинного пополнения в промежутке между связующими помещают 3 мини-розы и 3 маргаритки (третья концентрическая окружность). Ручка букета оформляется следующим образом. Стебли цветов с предварительно удаленными с них листьями смачиваются, оборачиваются влажной рыхлой салфеткой, затем укрепляются липкой лентой, а сверху – декоративной лентой.
Александр Аверин
Асимметричный букет
Асимметричный букет можно построить, пользуясь правилом трех треугольников. Наиболее часто для такого букета используются 5 или 7 цветков двух видов (например, антуриум и хризантема).
Вначале берется верхушечный цветок (антуриум) и устанавливается прямо. Это будет первый элемент – вершина двух треугольников. Вместо цветка можно использовать бутон, лист или цветок, соединенный с зеленью, например антуриум с аспарагусом или нефролеписом. Лучше если это будет живой материал, сухой и искусственный не рекомендуется.
Затем берем следующий цветок (антуриум), это будет элемент 2 – основание правого треугольника. Длина цветка зависит от желательной формы букета: если предпочтителен высокий букет, то длина этого цветка должна быть значительно меньше верхушечного. Если букет будет низкий, то это самый длинный цветок в букете. В любом случае они не должны быть равны, так как иначе треугольник получится равносторонний, а форма симметрическая. Желательно чтобы это были цветки одного вида. Устанавливаем второй цветок почти горизонтально вправо. Мысленно соединяем оба цветка линией между собой и с местом их соприкосновения и получаем первый неравносторонний треугольник.
Третий цветок того же вида (антуриум) устанавливаем так, чтобы его верхушка находилась на гипотенузе этого треугольника.
Для построения второго треугольника устанавливают вправо цветок другого вида (хризантема) так, чтобы верхушка его выходила за линию 1-2. Это будет элемент 4 – вершина второго треугольника.
Следующий цветок этого вида (хризантема) устанавливаем влево почти горизонтально. Его длина, как и элемент 2, которому он не должен быть равен, зависит от формы асимметричного букета. Соединив мысленно элементы 1,4 и 5 получим второй неравносторонний треугольник.
На его линии 4-5 устанавливаем 6-й элемент – цветок второго вида (хризантема). Наконец, соединив мысленно элементы 1-5 с местом соприкосновения всех цветков в букете, получим третий неравносторонний треугольник.
На линии 1-5 располагаем верхушку последнего цветка (антуриум) – 7-го элемента асимметричного букета. Элементы 3,6 и 7 – дополнительные, как бы «скользящие по гипотенузам» треугольников, размещение произвольно, за их счет может быть увеличено число цветов или других элементов цветочной композиции. Если цветов мало, вместо них устанавливают ветви, листья, коряги и пр.(в букете из 5 цветов прежде всего заменяются листьями элементы 5 и 6). Заменив ими цветы можно довести асимметричный букет до трех и менее цветков. При достаточном количестве цветочного материала его можно сразу соединять с зеленью в качестве единого элемента. В ином случае зелень дают как дополнительные элементы, верхушка которых будет лежать на линиях соединения.
С помощью правила трех треугольников можно построить и симметричный треугольный букет. В этом случае достаточно построить из 2 цветков первый треугольник. Остальные цветки этого букета должны лежать своими верхушками как бы на поверхности конуса, получаемого вращением этого треугольника вокруг оси. Если нужно иметь симметричный низкий букет, то цветок – основание должен быть длиннее цветка – верхушки. Если составляется высокий букет, то верхушечный цветок должен быть самым длинным.
Александр Аверин
Диагональный букет
Следующий прием изготовления букета асимметричной формы – диагональный. Вначале устанавливается вертикальная ось. Часто это цветы, соединенные с зеленью, устанавливаемые вертикально в центре букета. Перпендикулярно устанавливается горизонтальная ось. Затем намечаются диагонали, которые располагаются под углом к горизонтальной оси и представлены часто цветами немного меньшей длины. Часть из них устремлена наискосок влево, другая – наискосок вправо.
Пересекают их диагонали, выполненные из еще более коротких цветов. Направлены они также наискосок влево и наискосок вправо. При наличии большого количества цветов можно поставить элементы, лежащие на линии между верхними точками вертикальной и горизонтальной осей. В заключение диагональный букет оформляется зеленью, дополняющей основные оси и диагонали цветочной композиции.
Пользуясь диагональной технологией изготовления букета можно получить кроме диагональной, S – образную и серповидную формы букета. Здесь чаще используются растения с гибкими стеблями: гвоздики, колокольчики, фрезии, орхидеи. S – образный букет часто называют удлиненно-свисающим. Цветы, расположенные вертикально в виде верхушечной оси, дают начало линии красоты. Цветы центральной диагонали, свешиваясь вниз, завершают эту плавную линию. Широкое использование аранжировочной зелени – нефролеписа, аспарагуса и др. – усиливает живописность цветочной композиции.
Диагональная технология изготовления букета может быть использована и при построении симметричной композиции. Чаще это имеет место при оформлении подарочных цветочных корзин и настольных композиций. В отличие от асимметричной формы здесь каждая диагональ делится в точке соединения на равные части и расположены они строго симметрично.
Александр Аверин
Кроме того центральная диагональ, имеющая часто наибольшую длину, перпендикулярна верхушечной и лежит почти горизонтально. В отличие от японской аранжировки допускается даже опускание первого бокового цветка вниз к столу. Этот принцип построения используется для получения формы букета в виде пирамиды, шарика, яйца. Регулируется только высотой вертикалей и горизонталей, которые могут быть равными и разными.
Перечисленные приемы установки асимметричных и симметричных букетов (диагональный, спиральный, концентрических окружностей и трех треугольников) делают композиции объемными.
Наряду с этим существуют и односторонние букеты. Для них подбираются растения с длинными прямыми стеблями различной длины: розы, гвоздика, ирисы, гладиолусы, георгины. Длинные растения устанавливаются сзади, более короткие – ярусами впереди так, чтобы заполнена была только наружная сторона букета. В центральной части его помещают привлекающий внимание элемент – яркие крупные цветы, низко расположенную связку цветов или плодов.
Широко используют аранжировочную зелень, а также вспомогательный материал – листья, ветви, части растений с плодами и семенами. Такие букеты могут быть симметричными и асимметричными. Начинающему аранжировщику можно пользоваться при построении таких букетов схемами моделей, проявляя творчество в подборе растительного материала.
Источник: https://cvetutcvety.ru/texnologiya-i-priemy-izgotovleniya-buketov.html