Джон Рейнс. Полный курс акварельной живописи.
Михальская Екатерина Константиновна. Цветущая улица
Введение
Акварель — живописная техника, появившаяся задолго до масляной. Секреты приготовления акварельных красок из аравийской камеди, воска или яичного желтка были известны очень давно. К первым изображениям, выполненным в этой технике, относят скальные рисунки, египетские настенные росписи. Позже акварель нашла широкое применение в китайской, японской и индийской живописи на рисовой и шелковой бумаге, в оформлении манускриптов, а также в создании фресок.
Однако в начале XVIII в. в Европе акварельная техника была практически забыта — настолько прочно обосновалась здесь масляная живопись. Акварель в ее общепринятом понимании зародилась — а вернее сказать, была заново открыта — в Англии в начале 1700-х годов.
Уникальную Английскую школу живописи возглавляли Томас Гиртин (Thomas Girtin), Джон Селл Котман (John Sell Cot-man), Дж. М. У. Тернер (J. М. W. Terner). Я не имею в виду, что все они работали вместе, хотя Гиртин и Тернер одно время вместе учились, когда осваивали искусство картографии. Что их всех объединяло, так это любовь к реальным пейзажам в противовес преобладавшей прежде романтизации и формальному подходу. Для отображения воздуха и света они пользовались ясными, прозрачными акварельными красками. Несмотря на общие взгляды в отношении нового естественного видения, их стиль письма был очень разным, а Тернеру и Котману суждено было добиться большей славы, чем Гиртину.
Подход Тернера отличался ярко выраженным драматизмом, акцентом на передачу прежде всего света. Манера Котмана значительно более сдержанная, техника более выверенная и спокойная. Хотя последующие поколения признали творчество Тернера более оригинальным и значительным, а его самого, возможно, величайшим английским художником, именно техника Котмана — последовательное нанесение многих слоев однотонных полупрозрачных красок — сформировала традиционный западный стиль акварельной живописи.
На рубеже XVIII-XIX вв. интерес к акварели продолжал расти, и в 1866 г. в Нью-Йорке было создано Американское общество акварели. XIX в. дал миру много ярких имен (и колоритных работ) живописцев, в их числе американцы Уинслоу Хомер (Winslon Homer) и Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent).
В XX в., вероятно, самым известным и почитаемым представителем акварельной живописи в США стал Эндрю Уайет (Andrew Wyeth), в произведениях которого восхитительно чистые краски сочетаются с тщательной работой сухой кистью.
Эти великие мастера вдохновили меня на создание путеводителя по технике письма акварелью, который я предлагаю вниманию читателей.
Михальская Екатерина Константиновна. Под южным солнцем
Особенности акварели
Если говорить об отличительных особенностях акварели, главное свойство, выделяющее ее из ряда других живописных средств, — прозрачность.
Добиться этого эффекта можно с помощью наложения краски в разведенном виде.
Разведенная краска — это смесь различных пропорций пигмента и воды.
Краска в итоге может получиться как почти бесцветной, так и весьма насыщенной. Однако какова бы ни была интенсивность пигментации краски, она все равно будет состоять по большей части из воды — и самое важное здесь то, что она всегда будет иметь жидкую консистенцию, позволяющую заливать ею бумагу. Если вы вынуждены писать короткими мазками, то это не акварельная краска.
В какой бы технике вы ни работали — наносите ли вы последующие слои по мере высыхания или же на мокрую краску, цвет всегда будет прозрачным.
Работа с использованием разведенных красок начинается с применения относительно бледных смесей, состоящих из большого количества воды и небольшой части пигмента. Необходимо подождать, пока первый слой подсохнет, и нанести другой слой, постепенно увеличивая общее количество пигмента.
Михальская Екатерина Константиновна. Погожий день в Париже
Свет проникает через прозрачные слои краски, отражается от белой основы, создавая эффект подсвеченности цвета изнутри. Даже самые темные тона, состоящие из многих последовательно наложенных слоев разведенной краски, сохраняют это свойство полупрозрачности: пигмент задерживает часть отраженного света, но никогда не поглощает его полностью. Насыщенные темные тона получаются благодаря последовательному наложению десяти и более слоев краски.
Как видите, традиционный подход к письму акварелью состоит в постепенном продвижении от более светлых тонов к более темным. Вы начинаете с белого листа бумаги и последовательно добавляете все больше и больше разведенной краски. Если какой-то тон станет слишком темным, придется оставить его таким, какой есть. Исправить ошибку очень сложно. (Конечно, существуют различные способы восстановления акварели, но прибегать к ним следует в крайних случаях.)
Сходящиеся линии деревянных балок, общее преобладание линейных элементов — вот что представляло для меня основной интерес в этом замечательном строении, заслуживающем более изысканного названия, чем просто сарай.
Михальская Екатерина Константиновна. Парижское солнце
Как и в других техниках живописи, в акварели нет непреложных правил — если таковые и существуют, то лишь для того, чтобы их нарушать. Знакомство с произведениями великих мастеров позволит начинающему художнику узнать больше об уникальных свойствах акварели. Некоторое представление о технике смогут дать хорошие репродукции, но несравненно больше — оригиналы, позволяющие уловить нюансы, которые вы сможете использовать в собственных работах.
Как максимально использовать возможности акварели
Вы уже знаете, что уникальное качество акварели — прозрачность — обеспечивается благодаря особой технике. Вы можете заметить, что применение специфических приемов характерно для любого вида живописных работ, и будете правы. Однако для традиционной манеры акварельной живописи (а она выступает предметом нашего изучения) соответствующая техника имеет первостепенное значение.
Первая часть книги посвящена материалам и различным способам их использования. В ней рассказано о широком спектре пигментов, о необходимых инструментах и видах бумаги.
Вы узнаете о различных технических приемах и сможете применить полученные знания в учебных упражнениях. С их помощью вы потренируетесь различными способами наносить краски, распознавать тональность, использовать маски и резисты, а также создавать ту или иную текстуру.
Поскольку при описании эффектов от наложения красок применены такие специфические термины, как цветовая температура, основные и дополнительные цвета, третичные смеси и т. д., в книгу включен раздел по теории цвета.
Как уже было сказано, большинство замечаний и советов относится к живописи с использованием прозрачных разведенных красок, однако некоторые указания даны относительно плотных красок.
Михальская Екатерина Константиновна. Парижское кафе под дождем
Краски
Для того чтобы акварель могла в полной мере проявить особые светопроводящие свойства, понадобятся качественные материалы. Первое условие — краски должны быть изготовлены из первоклассных пигментов.
Не используйте слабо пигментированные краски или те, в которые добавлены различные вещества, призванные увеличить срок хранения. Выбирайте качественную продукцию от признанных производителей. Профессиональные материалы всегда лучше ученических. Они стоят дорого, но лучше потратить деньги на несколько хороших цветов, чем на широкую палитру посредственных.
При выборе акварельных красок стоит обращать внимание на долговечность пигментов. Большинство известных производителей так или иначе маркируют свои краски по степени стойкости. Остерегайтесь приобретать те, на которых указаны слова «lаке» — в их состав входит не настоящий пигмент, а инертный цветной порошок, или «hue» — это означает, что краски приблизительно соответствуют означенному пигменту.
Если сомневаетесь в степени стойкости цвета, воспользуйтесь следующим тестом. Наложите толстый слой густой краски на кусок белой бумаги, прикройте часть мазка черной бумагой и оставьте на неделю-другую на солнце. Когда уберете черную бумагу, вам сразу станет ясно, будет краска выцветать или нет. Однако помните о том, что ни одна краска не может быть светостойкой на 100%, и потому акварельные работы в любом случае лучше вывешивать в затененном месте.
Михальская Екатерина Константиновна. На набережной
Лотки или тюбики?
Итак, вам предстоит сделать выбор: какие краски лучше — в лотках или в тюбиках? Преимущество тюбиков состоит в том, что свежевыдавленная краска абсолютно чиста, то есть не содержит примеси соседних цветов, а также имеет идеальную пастообразную консистенцию и легко разводится водой. Однако такую краску труднее выбрать, а работая с ней, приходится периодически добавлять ее на палитру, так как, подсыхая, она плохо смешивается.
На лотках вся палитра видна как на ладони. Один из недостатков заключается в необходимости поддерживать ту консистенцию красок, которая позволяет легко брать их кистью. Однако хороший пигмент остается податливым, а плохой быстро высыхает. Другая проблема состоит в том, что соседние цвета могут смешаться — вот почему глубокие лотки лучше половинных.
Какую краску предпочесть — выбор за вами. Лично я использую лотки — мне не нравится прерывать работу, откладывать кисть, доставать нужный тюбик и пополнять запас нужной мне краски.
После того как остановили свой выбор на лотках или тюбиках, предстоит определиться с ассортиментом красок. В наборе, помимо самих красок, должно быть место для их смешивания, в том числе два или три углубления для значительного количества разведенной краски. Впрочем, при необходимости палитру всегда можно купить отдельно или использовать подручные средства — белые фарфоровые чашки и блюдца.
Жидкие краски
В продаже имеются сотни красок от разных производителей, причем не только в лотках и тюбиках: акварельные краски выпускаются также в жидкой форме. Жидкие краски часто оказываются нестойкими, то есть под действием света они быстро темнеют или выцветают. Если вам нужна особая яркость при использовании достаточно водянистых и светлых по тону красок, концентрированный жидкий пигмент может подойти — убедитесь только, что пигмент этот достаточно устойчив.
Выбор палитры
Вам не обязательно иметь широкую палитру, если вы только начинаете работать с акварелью. Даже некоторые художники ограничиваются, скажем, лишь четырьмя или пятью цветами, утверждая, что гармония порождается скромной палитрой.
Возможно, таков их стиль работы. Я не имею ничего против. И все же, если хотите овладеть всеми теми цветами, что видите, вам понадобится немного больше красок — минимум восемь.
Если начать с красного участка спектра, то для получения чистого и свежего розового цвета понадобится красная краска без всякого оттенка оранжевого, например маджента, или пурпурная. Для общего применения подойдет вермильон. Далее вам понадобится желтый цвет, и лучше всего иметь два — нейтрально-желтый, как, например, желтый кадмий, и более холодный лимонно-желтый, с едва уловимым оттенком зеленого. Есть только один основной зеленый цвет — голубоватого оттенка, и это, например, голубовато-зеленая краска, или зеленый фталоцианиновый пигмент. Все остальные оттенки зеленого можно получить, добавляя небольшое количество желтого и (или) черного.
Труднее обойтись, по крайней мере, без двух синих цветов — зеленоватого оттенка, таких, как берлинская лазурь, или синий фталоцианиновый пигмент, и другого, с налетом лилового, каковым является ультрамарин. Последний понадобится для получения оттенков фиолетового и пурпурного.
Наконец, о противоречивом черном. Я предпочитаю ламповую сажу, лишенную тепловатого тона жженой слоновой кости. Многие вообще не считают черный цветом. Мой аргумент в пользу его включения в список минимально необходимой палитры состоит в том, что с его помощью возможно ясные основные цвета превратить, например, в богатый оливковый, жженый оранжевый, коричневый. Конечно, использовать его надо осторожно: избыток черного может вытеснить и подавить исходную ясность акварели.
Таков предлагаемый мной минимум из восьми пигментов.
Михальская Екатерина Константиновна. Париж, улица цветущих деревьев
При этом вы не должны ограничивать себя этим кратким списком. Многие из цветов, упомянутых выше и получаемых с добавлением черного, существуют в виде земляных пигментов: натуральная и жженая умбра, натуральная и жженая сиена. Они недороги, стойки и могут применяться как в чистом виде, так и в качестве добавок к другим, более ярким цветам.
Вам также может пригодиться гуммигут — желтая краска. Наличие в палитре оранжевого цвета избавит вас от необходимости слишком часто смешивать желтый и красный, и, скорее всего, его оттенок будет ярче того, что вы сможете смешать. Кадмиевая оранжевая хороша, но дорого стоит. Хромовая оранжевая — более дешевая альтернатива.
Синий кобальт и лазурь — полезное дополнение к синей гамме, а кроме того, приятно иметь в своем распоряжении мощный фиолетовый цвет, в частности фиолетовый кобальт (дорогая краска) или хинакридоновую фиолетовую (более дешевый современный пигмент).
Как я уже сказал, зеленые цвета можно получить из одного основного голубовато-зеленого, хотя многие художники предпочитают иметь под рукой несколько уже готовых красок. Популярны и травяная, и крушиновая зелень.
В собственный набор я обычно включаю индиго или пейновую серую, так как черно-синий оттенок может быть использован как основа для изображения тени.
Если добавите к своей базовой палитре все перечисленные цвета, всего у вас их будет двадцать. С их помощью вы сможете легко и просто получать практически любые оттенки.
Понятно, что в каталогах производителей красок можно найти огромное количество цветов, и если соблазн опробовать их достаточно велик, выберите из них наиболее привлекательные и включите их в свою палитру, только остерегайтесь делать ее слишком громоздкой.
Главный принцип таков: ограничьтесь выбором основных красок для палитры, с ее помощью вы легко воспроизведете любой встречающийся цвет. Необходимо найти золотую середину между небольшой палитрой, с которой, вероятно, у вас будет уходить больше времени на смешивание красок, и обширным и, возможно, обременительным набором готовых цветов.
Со временем вы можете обнаружить, что некоторые из предложенных мною цветов вами не используются. Прекрасно! Палитра, которой вам достаточно, и есть та, что вам нужна.
Источник: http://aquareller.com/to/watercolor/kak-maksimalno-ispolzovat-vozmozhnosti-akvareli/