Гуашь и акварель. Заклятые противники или милые сёстры.
Endre Penovác
Поговорим немного о красках. Очень часто те, кто только начал рисовать не могут определиться с выбором основного материала для живописи. Оно и понятно. И то – краска, и это – краска, поди, различи их.
Принципиальная разница в подходе
Многие, наверное, задавались вопросами, почему, на пример, в баночке с гуашью много краски налито, а у акварели лишь маленькие ванночки в наборе, Или почему в комплект гуаши входят белила, а классический акварельный набор белила исключает. Почему гуашь светлеет при высыхании, а акварелью нельзя работать щетиновыми кистями?
Endre Penovác
Разберёмся по порядку. Белила
Во-первых, коснёмся вначале темы, в чем состоит принципиальная разница двух красок. Как я уже писал в одном из ранее опубликованных постов, акварель делают из сухого пигмента, смешивая его с вязким водорастворимым веществом. В старину это был мёд, сейчас это, как правило, фруктовая камедь с добавкой глицерина.
Гуашь изготавливают примерно так же, но в отличие от акварели, в её состав вносят белила. Какой бы яркой не казалась вам эта краска, знайте – она уже разбелена. По этой причине, когда краска высыхает на вашей работе, она бледнеет, и художник заранее должен предвидеть этот момент. Более того, при работе с гуашью многие пользуются тем, что разбеливают гуашь ещё сильнее. Как правило, у каждого художника, кто помногу работает в этой технике, помимо основного набора гуаши, имеется большая банка с белилами, которые он постоянно подмешивает в основные колера. Картины, написанные таким способом, отличаются мягкими пастельными тонами и выглядят по-своему уникальными.
С акварелью мы не работаем белилами в таком же ключе. Единственное, для чего они могут иногда пригодиться художнику-акварелисту, это слегка подвести ими некоторые мелкие детали в самом конце работы (маленькие травинки, контуры, блики отражений).
Endre Penovác
Рисование мазками и слои
Как акварелью, таки гуашью без особых проблем можно рисовать «мазковой» техникой. Здесь вообще никаких особых правил нет. Взяли кисть и наносим краску наватман или картон, постепенно обозначая черты будущей работы. Единственная разница в двух подходах состоит в том, что акварелью мы работаем в лёгких, прозрачных мазках, а гуашь можно брать в чистом виде прямо из банки. Гуашевые работы мазками получаются немного массивными и чем-то напоминают работу масляными красками. Здесь можно перекрывать один слой краски другим, скрывая то, что было нарисовано раньше. Даже белилами можно рисовать поверх тёмных тонов, если предыдущий слой краски полностью высох. Вот тут, гуашь в чём-то побеждает акварель. Ведь там мы не можем перекрыть один слой другим таким образом, чтобы не смешались два цвета. Однако опытные художники нисколько не унывают по этому поводу, ведь акварель тем и хороша, что может «сплюсовывать» слои. Попробуйте поэкспериментировать. Наложите слой жёлтой краски, а затем, когда она подсохнет, проведите кистью с голубым цветом. Вы удивитесь, но в результате в этом месте на бумаге теперь появится зелёная область – результат наложения двух слоёв.
Endre Penovác
В чем тогда сходство?
Та область рисования, где гуашь и акварель крепко и беззаветно дружат – это рисование по мокрому. Если про акварельные разводы мы с вами уже говорили в прошлой статье, то про рисование гуашью – вообще отдельная тема. Уверен, не все художники используют этот приём, так как считается, что данная техника – удел исключительно акварельной краски. Не пожалейте времени и однажды попробуйте проделать то же самое и с гуашью. Результат вас впечатлит, будьте уверены. Очень скоро вы поймёте и увидите, что в технике рисования по мокрому две наши краски дружат прекрасно. Настолько прекрасно, что в одну и ту же работу можно смело вносить как акварель, так и гуашь. Поверьте, они не передерутся между собой на бумаге.
Endre Penovác
Ещё один нюанс
Акварель очень крепко цепляется за бумагу. Эта краска отлично проникает в поры бумаги, что смыть её потом довольно трудно, но, зато, если ваша работа висит на стене под стеклом, она будет радовать вас очень и очень долго. Однако не стоит вешать картины под лучи прямого солнечного света, потому что любая краска имеет свойства выгорать (блекнуть) со временем. Касается это как акварели с гуашью, так и масляных красок.
Немного по-особенному нужно подойти к гуашевым работам, которые вы собираетесь оформить в рамку на стену. Перед тем, как оформлять в багет и вешать картину на гвоздик, обязательно побрызгайте на нее из распылителя насыщенным раствором сахара. Это закрепит слой гуаши, и не позволит краске отслаиваться. К тому же после такой обработки ваша работа станет гораздо ярче и красочней на вид.
Endre Penovác
Источник: https://golos.io/ru—obrazovanie/@yurchello/guash-i-akvarel-zaklyatye-protivniki-ili-milye-syostry